ЦАТУ

 
 
Вы здесь: Home Аналитика Технология цветных революций: теория и практика
 
 

Технология цветных революций: теория и практика

E-mail Печать
Рейтинг:   / 4
ПлохоОтлично 

В настоящее время в современной общественной жизни появилось огромное количество частныхобъединений и групп – так называемых неправительственных организаций (НПО). Причем данный тип объединений (социальных отношений), изначально возникший естественным образом в oбластях профессиональной деятельности, частных интересов или по конкретным вопросам, приобрел новый импульс в информационном обществе. Существует много неполитических НПО, и они действительнo являются институтами гражданского общества, структурами самоорганизации граждан в разных сферах жизни и деятельности. Вместе с тем особая категория НПО претендует на роль судей в вопросах мировоззрения всего общества и государственной политики.

В 60-х – 70-х годах XX векадеятельность по созданию ячеек политических партий и организаций в различных странах тайно осуществляло ЦРУ, однако затем было принято решение, что с некоторых пор такая деятельность США будет прoзрачной и публичной. Косвенным подтверждением тому являются слова первого президента Национального демократического фонда А. Вайнштейна в отношении тактики проникновения НАТO в зоны евроатлантического интереса: "Многое из того, что мы открыто делаем сейчас, 25 лет назад скрыто делало ЦРУ". На официальном уровне Вашингтон всегда открещивается от деятельности НПО за рубежом.

Однакo, в разведсообществе США существуют специальные межведомственные группы, занимающиеся координацией деятельности самых различных неправительственных структур, в частности, на российском направлении. Так, в Национальном совете по разведке (NationalIntelligenceCouncil − NIC) существует Секция российских и евразийских исследований (NationalIntelligenceforRussiaandEurasia) [1]. Во взаимодействии с оперативными подразделениями американских спецслужб российская секция NIC участвует в координации финансирования и методического обеспечения западных и прoзападныхНПО в странах Восточной Европы и бывшего СССР, создавая эшелонированную сеть влияния. Именно этим занимаются такие НПО, как Национальный демократический институт, Международный республиканский институт, Международный фонд электоральных систем, фонд Джорджа Сороса Институт "Открытого общества", "FreedomHouse", а также сотни других подобных организаций.

Указанные структуры аккумулировали огромные средства, санкционированные Конгрессoм и Гoсдепартаментом США, для создания форпостов американского влияния в иностранных государствах под благовидными предлогами, чаще всего под видом помощи для построения "гражданского общества", защиты прав человека, оказания содействия в проведении "демократических" выборов и создании "альтернативной прессы"[2, с 3-4].

"Цветные ревoлюции" на постсоветском пространстве проводились по отработанным еще в период холодной войны сценариям. Под псевдо-гуманитарными предлогами с участием НПО, щедро профинансированных правительствами и разведками (спецслужбами), осуществлялась задача по манипулированию итогами местных выборов, водворению марионеточного прозападного и, прежде всего, антироссийского правительства.

Примерная схема рабoты НПО такова: на начальном этапе в стране, где предполагается смена власти, под благовидным предлогом (например, "демократизация" общества) разворачивается деятельность ряда координирующих неправительственных (сетевых) структур, каждая из которых действует строго в своем секторе.

Можно выделить несколько направлений работы НПО:

Первое направление − работа с оппозиционными партиями, блоками и их молодежными структурами.

Второе направление − работа с представителями oрганов местного самоуправления, направленная якобы на развитие самостоятельности областей, а на практике – на ослабление их управляемости из центра.

Третье направление − развитие подконтрольных НПО, "альтернативных" государственным СМИ.

Четвертое направление − создание новых и укрепление уже существующих общественных организаций, а также реализация через них методов ненасильственной борьбы.

В результате деятельности международных НПО создается целая система приемов и технологий, направленных на оказание выгодного влияния на внутриполитическую ситуацию в стране и обеспечение смены режима:

  1. Инфрмационная обработка общественного мнения, создание негативного образа высшего руководства страны и позитивного образа правой оппозиции.
  2. Усиление правозащитной риторики со стороны местных и западных правозащитников, создание условий прессинга властей, при которых на уровне общественного сознания трудн уловить грань между правозащитной и провокаторской деятельностью.
  3. Налаживание механизма давления "международной общественности" с помощью "демократической фразеологии" с целью обеспечения "честных выборов" и "развития демократии".
  4. Навязывание института международных наблюдателей для контроля фактически за любой проблемой. Сздание таких условий, при которых международные наблюдатели становятся действенным инструментом поддержки оппозиции.

Непосредственно в ходе выборов схема, применяемая НПО, проста, однообразна, но эффективна – экзит-пoлы и международные рейтинговые агентства заранее сообщают о победе прозападного кандидата, официальные результаты выборов опротестовываются западными "независимыми" наблюдателями, поднимается шум в местной прессе с широким освещением на Западе, вывод людей на улицы и организация акцийгражданского неповиновения [3].

В этой схеме "цветных революций" самую важную роль играет сам факт международного финансирования таких переворотов, создающего разветвленную коррупционную сеть, включающую в свою орбиту как бизнесменов, заинтересованных лиц из западных диаспор, правительственных чиновников и силовиков, так и щедро проспонсирoванный "альтернативный" журналистский корпус и молодежь.

Основная форма поддержания контактов – Интернет и проведение регулярных выездных семинаров, на которые приглашаются "активисты" из России и стран СНГ. Крoме того, региональные центры под покровительством западных спецслужбработают над созданием сетей влияния в Беларуси, Украине, Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Киргизии, Армении. Иногда в качестве сетей – инструментов влияния – выступают уже существующие диаспоры, землячества, религиозные секты, молодежные объединения [4, с. 8].

Особое место в "продвижении демократии" посредством "цветных революций" занимает формально независимое правительственное Агентство международного развития США (Agency for International Development − USAID), деятельность которого ориентирована на распространение демократии и консолидацию демократических режимов в мире [5].

США потратили на проведение двух "цветных" революций в Украине и в Киргизии более 110 млн. долларов. Такие цифры озвучили авторы французского документального фильма "Революция.com. или США: Завоевание Востока" [6]. По данным авторов документальной ленты, первоначально метод подобного переворота был опробован на Сербии. Именно там впервые нашли применение тезисы книги американца Д. Шарпа "От диктатуры к демократии" − своеобразного руководства по применению "мирной революции" с простыми рецептами. Д. Шарп (Gene Sharp) является научным руководителем Института Альберта Эйнштейна (Albert Einstein Institution), возглавляемого бывшим сотрудником Разведывательного управления Министерства обороны США (РУМО) полковником в отставке Р. Хэлви (Robert Helvey).

На постсоветском пространстве почти везде существуют разного рода представительства и офисы так называемого Международного республиканского института (МРИ) США. Чем занимаются члены указанного института, стало ясно 19 мая 2005 года, когда президент США Дж. Буш поблагодарил своих сограждан за огромный вклад в продвижении свободы в зарубежных странах, заявив: "Свобода демонстрирует беспрецедентный прогресс по всему земному шару, мы стали свидетелями революций "роз", "оранжевой", "пурпура", "тюльпана" и "кедра" и это только начало. По всему Кавказу и Средней Азии растут ожидания в связи с перспективами перемен, и эти перемены наступят" [6].

В целом, анализируя деятельность международных правительственных и неправительственных организаций в странах СНГ в связи с подготовкой и проведением президентских и парламентских выборов, приходится признать следующее:

1. Создан относительно эффективный, адаптированный к условиям новых независимых государств механизм изменения политического курса путем государственных переворотов с помощью избирательных кампаний.

2. Смена неугодных режимов осуществляется во взаимодействии различных заинтересованных структур, организаций и политических институтов. Главным субъектом, осуществляющим данный политический курс, являются США, которые используют в своих целях европейские организации и мировые институты (ООН, ОБСЕ, ЕС, НАТО).

3. Основным инструментом проникновения в соответствующие страны являются многочисленные НПО и фонды. С их помощью осуществляется создание национальных оппозиционных политических сетей, которые впоследствии и составляют основную организационную и движущую силу местных революций.

Виктория Королева 


Список литературы

1. Официальный сайт директора Национальной разведки США, http://www.dni.gov

2. Чолиа, С. Демократизация, НПО и "цветные революции".

3. Добрые советы от "FREEDOM HOUSE". НПО как инструмент "цветных революций" на постсоветском пространстве // http://scienceport.ru/content/dobrye-sovety-freedom-house-nepravitelstvennye-organizatsii-kak-instrument-tsvetnykh-revolyu

4. Макеев, М. Механизмы влияния США на Россию и СНГ.

5. Революция.com или США – завоевание Востока // rutube.ru/tracks/646352.html

6. Буш: демократические революции придут на Кавказ и в Среднюю Азию", www.rian.ru/politics/20050519/40378390.html

7. Димлевич, Н. Информационное противоборство в современном мире // Инфофорум. – № 45, ноябрь 2009. – С. 49–51.

8. Бодвунов, А. НПО: сетевая война против России // Сетевые войны:  угроза  нового  поколения. – М.: Евразийское движение, 2009. – 200 с.

9. Беликова, Ю. В. Сетевые технологии в информационных операциях НАТО и зарубежных неправительственных организаций в ходе цветных революций и военных конфликтов : монография / Ю. В. Беликова, А. В. Крикунов, А. В. Королёв. – М. : Академия ФСО России, ЦАТУ, 2012. – 89 с.